После поражения Российской империи в Крымской войне 1853 – 1856 годов и победы альянса Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства (существовало на территории современной Италии до 1861 года), Российской империи пришлось подписать Парижский мирный договор в столице Франции.
Причин поражения России в войне было несколько, однако главной причиной можно назвать вмешательство в войну сил Англии и Франции, которые в декабре 1853 без предупреждения ввели свои эскадры через пролив Босфор в Чёрное море, после чего объявили войну Российской империи.
Самым «болезненным» для России пунктом в Парижском мирном договоре являлся пункт о «нейтрализации Чёрного моря» с последующим запретом всем черноморским государствам иметь на этой территории военные корабли длиннее заранее оговоренной величины и запрете создания военно-морских арсеналов и крепостей.
Именно «благодаря» поражению России в Крымской войне и был поднят вопрос о создании первых броненосцев для Черноморского флота.
Российский адмирал Андрей Алексеевич Попов предложил удивительный по меркам того времени проект – создать большие круглые броненосцы для обороны портов от возможных атак со стороны врагов Российской империи.
Первый опытный броненосец круглой формы был построен у спущен на воду в 1869 году, его диаметр был равен 3 метрам (в конечном варианте корабль должен был иметь 29 метров в диаметре).
Опытный образец показал высокую манёвренность, поэтому через год император Александр II приказал приступить к строительству 4 полноценных броненосцев.
В мае 1873 года было завершено строительство первого круглого броненосца «Новгород», после чего на протяжении следующего года проводились всевозможные испытания нового судна.
После успешного прохождения большинства из них, «Новгород» был принят в состав немногочисленного Черноморского флота (в 1874 году).
«Киев» — второй круглый броненосец Черноморского флота, должен был быть спущен на воду спустя несколько месяцев после завершения постройки первого корабля, однако Попов принял решение внести значительные конструкторские изменения и увеличить его диаметр – до 36 метров.
В 1875 новый корабль был спущен на воду и «Киев» решили переименовать в честь его разработчика – «Вице-адмирал Попов», а в 1876 году это судно было принято на вооружение.
Через год – в 1877 году – началась ожидаемая русско-турецкая война. Новые броненосцы отправили охранять Одессу. К сожалению, они не оправдали ожидания тогдашнего руководства морского ведомства, поэтому было принято решение прекратить выпуск подобных судов.
Андрей Алексеевич – конструктор этих судов — умер в 1898 году, а его детища – «поповки» — были сданы на металлом в 1911 году из-за «совершенной непригодности к дальнейшей службе».
В завершении хотелось бы добавить то, что броненосцы Попова изначально конструировались исключительно для поддержки оборонительных линий России после поражения в Крымской войне, а не для ведения активных боевых действий на море, хотя многие критики подобных необычных кораблей частенько про это забывают.
В конце статьи позвольте предложить вам посмотреть интересное видео, в котором вполне доступно рассказывается о причинах поражения России в Крымской войне и итогах этой самой войны: