Музыка Средневековья: кошачий клавесин

Музыка эпохи средневековьяВсем известно, что средние века прославились процветанием охоты на ведьм, изгнанием демонов из людей и розыском приспешников дьявола.

В то время несладко было многим, даже невинным животным доставалось.

Чаще всего во всех смертных грехах винили кошек, несмотря на то, что во времена античности они считались земными божествами.

Церковь присвоила хвостатым братьям нашим меньшим звание «посланников Сатаны» и приговорила к безжалостному уничтожению.

Но уже к концу средневековья их ждала участь и похуже.

Животная музыка

В XV – XVI веках была распространённой, к счастью, в узких кругах, «животная» музыка.

Эта довольно садистская практика заключалась в том, что животных жестоко дрессировали, чтобы научить танцевать в ритм и издавать звуки нужной тональности.

Чаще всего в зверином оркестре принимали участие волки, медведи, собаки, некоторые могли себе позволить даже обезьян.

Ну и «золотым голосом» были, конечно же, кошки. Бедолаг отлавливали по всей округе, не давая улизнуть никому.

Упустить хоть один экземпляр было непозволительной слабиной, ведь с помощью этих созданий должен был работать самый популярный музыкальный инструмент – кошачий клавесин.

Кастинг исполнительниц

Пойманных кошек немедленно подвергали кастингу.

Кошачий клавесинСоздатели инструмента, невзирая на нечеловеческую жестокость, серьёзно подходили к работе и стремились творить настоящую, пусть и такую дикую на наш взгляд, музыку.

«Пробы» кошек заключались в следующем: кошке наступали на хвост несколько раз, изменяя силу нажима.

Благодаря этим действиям можно было услышать, как ведёт себя голос кошки и вписывается ли он в общий хор.

Подходящих хвостатых забирали для дальнейшей работы.

Животных, не прошедших проверку, ждала неодинаковая участь: кошек оставляли для развода, а котов, за исключением пары особей, убивали.

Что же происходило с выжившими?

Для них изготавливался деревянный корпус с несколькими отсеками.

Обычно отсеков было от семи до четырнадцати. Кошек рассаживали по отсекам, в порядке нужной тональности.

Размещены мяукающие музыканты были таким образом, что их головы находились снаружи, издавая непереносимые вопли и мяуканья, в то время как хвосты были крепко-накрепко закреплены под специальной клавиатурой.

Человек, что музицировал на этом инструменте, нажимал на клавиши и они впивались в хвост кошкам за счёт шипов, приспособленных на внутренней стороне.

Правда, также встречались разновидности «кошачьих клавесинов», где шипы не предусматривались.

В таком случае, играющему нужно было дёргать кошек за хвосты. Но при этом нужно быть настоящим профессионалом – чтобы добиться нужного звучания, необходимо знать, с какой силой тянуть хвост.

Дефицит животных

Разумеется, долго при невыносимых условиях «участники» не выдерживали, и их приходилось заменять.

Но со временем кошек стало всё меньше и меньше, а плодились они в неволе и при стрессовых ситуациях из рук вон плохо.

Фотография Филиппа ВторогоВ связи со статистикой кошачьей смертности, король Испании и один из первых владельцев «кошачьего клавесина», Филипп II, даже поручил придворным лекарям разработать специальную мазь для «питомцев».

Какое-то время кошек, которые «поизносились» подлечивали и снова отправляли на музыкальную каторгу.

Но то ли действительно чудо-средство дорого обходилось, то ли лекари решили сжульчиначать и стрясти с короля побольше денег, но Филипп II пришёл к выводу, что кошки дорого ему обходятся, и велел прекратить курсы реабилитации.

Историки, в частности, Хуан Кристоваль Кальвет де Эстрелла, утверждали, что Филипп счёл более выгодным вариантом обустроить кошачий питомник.

Для этих целей от жестокой участи освобождались две кошки и два кота, которые лучше всего зарекомендовали себя на «прослушивании».

Считалось, что такие особи дадут талантливое потомство, которое хорошо себя покажет в музыкальной деятельности.

Эволюция кошачьего клавесина

Музыкальный инструмент СредневековьяПозже экзотическое увлечение Филиппа II пришлось по вкусу и его отцу – императору Карлу V.

С удовольствием просмотрев животный концерт, император распорядился, чтобы и в его чертогах немедленно появился подобный клавесин.

Кстати, Карл пошёл дальше – на его клавесине играл не человек, а дрессированный медведь.

Позже были добавлены животные, от коих требовалось изящно танцевать.

Интересно, что публика находило это изысканным и забавным – бедным животным никто не сочувствовал.

Бедняки, а им жилось несладко, — и те радовались и хлопали в ладоши, едва на улице появлялась повозка с животными-музыкантами, сходящими с ума от боли.

Слава о «кошачьем клавесине» разнеслась по всей Европе, вызывая восторг и одобрение.

Даже Пётр I не в силах был устоять от жуткой диковинки и заказал такой же экземпляр.

Спустя какое-то время нашлись желающие переплюнуть экстравагантного Филиппа — они создали «кошачий орган», где задействовали 24 кошки. Вот такой вот необычной была музыка в эпоху средневековья.

3 идей о “Музыка Средневековья: кошачий клавесин

  1. Дмитрий Кондратьев

    ,,Цивилизованная,, и ,,просвещенная,, Европа, которая нас жить учит

  2. Морковный Слоник

    Бедные котики… Что за убогие музыкальные вкусы! ХОСПАДИ Ой, а идите ка вы с такой музыкой лесом, а

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.